ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОМОЩИ ОТ «БХАГАВАТАМ» ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – ДХАРМА (ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ). Описание принципов, правил здорового, счастливого, продуктивного, осмысленного существования здесь, в этом мире. Когда человек следует принципам дхармы, его разум, его способность понимать всё то, что происходит в мире, оттачивается. Человек, если он просто соблюдает какие-то принципы элементарные, – вегетарианство, встаёт рано, принимает душ каждый день, – он избавляет себя от огромного количества проблем. Стоит человеку подчиниться дхарме, следовать дхарме, как он начинает чувствовать ещё бОльшую степень защищённости, бОльшую степень уверенности. Например, семейные отношения: люди ссорятся друг с другом только потому, что не исполняют свою дхарму. Если так или иначе, что-то с ними произойдёт, и они начинают исполнять свою семейную дхарму (дхарму отца, дхарму мужа) – всё меняется. Они настолько защищёнными становятся! Коренным образом всё меняется. Люди чувствуют какую-то уверенность, силу. Дхарма – это гигантская сила, если человек следует ей. ВТОРАЯ ПОМОЩЬ – ПАРИХАРА (КОНКРЕТНОЕ ЛЕКАРСТВО). Описание различные упай, или методов защиты на разные случаи жизни. Когда у нас есть уже какая-то конкретная проблема или конкретная болезнь, для того, чтобы излечиться, нам мало просто сказать: «Ну стань вегетарианцем» – мы может и излечимся, но не совсем, не до конца. Для конкретной проблемы нужно конкретное решение, – какие-то конкретные вещи. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» также и конкретные рецепты предлагает. Например, если человек хочет защититься, то в «Шримад-Бхагаватам» есть кавача – нарайана-кавача. Там объясняется, каким образом человек может защищаться, и там говорится, от чего она защищает: она защищает от привидений, дурных влияний, звёздных влияний. Поэтому не нужно ни к каким мистикам ходить. Кавача буквально значит «панцирь», «кольчуга» – что-то, что защищает нас от каких-то дурных влияний. В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, каким образом её правильно повторять: нужно ньясу сначала сделать, какие-то предварительные вещи, потом повторять эту нараяна-кавачу. Люди, которые это делают в правильной медитации, достигнув совершенства, понимают, что полностью от всех проблем это защищает. В каких-то конкретных случаях, особенно, когда ситуация сложная, «Шримад-Бхагаватам» даёт конкретные рецепты, – даёт конкретные мантры даже. ТРЕТЬЯ ПОМОЩЬ (ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К БЕЗВЫХОДНОЙ СИТУАЦИИ). Это ситуация, в которой нет никаких средств спасения. Бывают такие ситуации в жизни, когда вроде уже все мантры прочитал, какие только можно, и на голове уже постоял, и к целителям ко всем сходил, а всё равно не помогает ничего. «Шримад-Бхагаватам» в таком случае советует просто не беспокоиться. И это то, как «Шримад-Бхагаватам» нас защищает. И это очень могущественный способ защиты, который помогает превратить неизбежную ситуацию в урок: «Если вы хотите защититься, поменяйте своё отношение в таких ситуациях. Не принимайте это слишком близко к сердцу, не обращайте внимания на это. И попытайтесь понять, что вам нужно понять, – какой урок вам нужно извлечь. Превратите сложную ситуацию в урок, – извлеките из этого какой-то урок. И этот урок вас будет спасать». И мы можем воспользоваться этим способом только если разум есть. Если мы разум отключили, мы никогда не сможем этим способом воспользоваться. Этот способ будет действовать, когда разум проснулся и когда разум понимает и хочет увидеть, услышать, понять, ощутить присутствие Бога в моей жизни. Тогда в этот момент мы принимаем это и говорим: «Да, я всё понял. Это бесценный урок, который Ты мне дал». ЧЕТВЁРТАЯ ПОМОЩЬ – ДИВЬЯ-ГЬЯН (БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ). «Шримад-Бхагаватам» даёт нам божественное знание, которое в конечном счёте говорит: «Ты не это тело. Нет необходимости беспокоиться обо всех этих вещах» – и это самый могущественный способ его защиты. Когда человек хорошо знает «Шримад-Бхагаватам», он будет всегда чувствовать себя под защитой этого духовного знания: «Я бессмертен, мне ничего не грозит здесь. Всё то, что происходит здесь, происходит по воле Бога, который ведёт меня к высшей цели. И мне абсолютно нечего бояться». И это понимание, когда оно становится реализованным – не просто теоретическим, а реализованным – это самая большая защита, которую «Шримад-Бхагаватам» нам даёт. Итак, это четыре формы помощи, которые каждый человек может получить от «Шримад-Бхагаватам». ЕС Бхактивигьяна Госвами